Текст песни
Композиция 30. «Прощание» для фортепиано (1980)
— «Прощание» написано в кризисный для меня момент… У всех возникают, особенно в молодости, во время поисков чего-то нового какие-то неудовлетворённые амбиции или какая-то неудовлетворённость тем, что делаешь, или беспокойство по поводу того, что дальше делать. Лично я даже просто не знал какую музыку следует писать дальше. Все предыдущие сочинения, они ни к чему новому не приводили, а повторять, сесть на какого-нибудь конька и повторять то, что было, мне совсем не хотелось. Даже стал думать, что наверное выдохся, исписался, то есть, буквально, ни одной идеи не зарождалось. И такие кризисы, ну, это, конечно, слишком громко сказано, но, в общем, такие вот сомнения, они возникали довольно часто в моей жизни. И поэтому, наверное, появилось это произведение, когда я просто плюнул на поиски какой-то там стилистики новой, новых средств и написал вот такую грустную, печальную и сентиментальную, в общем, музыку. Тем более, что я, честно говоря, даже как-то и не предполагал, что она будет потом исполняться прилюдно — я делал эту пьесу просто для самого себя и поэтому и название здесь вполне символичное: я как бы ставил крест и на себе, и на своём творчестве. Но вот спустя несколько лет, когда мне в общем-то стало казаться, что она сделана в целом неплохо и к тому же, практически, потеряла своё «личное значение», то я решил, что эту пьесу можно и сыграть.
Это 3 пьески, которые идут attacca: ноктюрн, элегия и вальс. Все они, в общем, обращаются к какой-то «усреднённой стилистике» — конкретно я не имел ввиду никого, но параллелей здесь масса, начиная от русских жестоких романсиков прошлого века и кончая Шопеном или ещё кем-то.
— Вальс на 4/4?!
— Да. Это, так сказать, небольшая его модернизация.
— И намёк на «прощание»: раз уж надо уходить, то вот вам и реверанс саркастический?
— Нет! Нет! До этого я тогда ещё не дошёл. Это так — без всяких намёков, само собой как-то вышло... В принципе очень простая сюита получилось, но, одновременно, сюита и «хитрая» по-своему.
— И в чём проявляется эта «хитрость»?
— Ну, хотя бы в том, что Ноктюрн здесь выступает не только как самостоятельная часть, но одновременно он же и рефрен, то есть он обрамляет цикл, появляется в его середине — между Элегией и Вальсом и при этом, что очень-очень важно, каждый раз сокращается в своём объёме, то есть постепенно при каждом новом повторении теряет нотку за ноткой весь свой аккомпанемент. И таким образом, собственно говоря, идея прощания реализуется у меня не только на уровне эмоционального тонуса всей музыки, но и на уровне конкретно осязаемых структурных явлений…
Перевод песни
Composition 30. “Farewell” for piano (1980)
- “Farewell” was written at a time of crisis for me ... Everyone, especially in his youth, during the search for something new has some unsatisfied ambitions or some dissatisfaction with what you are doing, or concern about what to do next . Personally, I just didn’t even know what kind of music to write next. All previous works, they did not lead to anything new, but I did not want to repeat, sit down on some kind of skate and repeat what was. I even began to think that I had probably run out of steam, had written out, that is, literally, not a single idea was born. And such crises, well, of course, it is said too loudly, but, in general, such doubts, they arose quite often in my life. And therefore, probably, this work appeared when I simply spat on the search for some stylistics of new, new means and wrote here such sad, sad and sentimental, in general, music. Moreover, to be honest, I somehow didn’t even imagine that it would be performed in public later - I did this play just for myself and therefore the name here is quite symbolic: I kind of put an end to myself and on his work. But after a few years, when in general it seemed to me that it was done generally well and, moreover, practically lost its “personal significance”, I decided that this play could be played.
These are the 3 pieces that attacca goes: nocturne, elegy and waltz. All of them, in general, refer to some kind of “average style” - specifically, I didn’t mean anyone, but there are a lot of parallels here, starting from Russian cruel romantics of the last century and ending with Chopin or someone else.
- Waltz on 4/4 ?!
- Yes. This, so to speak, is its small modernization.
- And a hint of "farewell": since you have to leave, then here is the sarcastic curtsy?
- No! No! I didn’t get to that then. This is so - without any hint, it somehow happened by itself ... In principle, a very simple suite turned out, but at the same time, the suite is also “tricky” in its own way.
- And what is the manifestation of this “trick”?
- Well, at least in the fact that Nocturne acts here not only as an independent part, but at the same time it is also a refrain, that is, it frames the cycle, appears in its middle - between Elegy and Waltz, and at the same time, which is very, very important, each time is reduced in its volume, that is, gradually with each new repetition it loses note after note all its accompaniment. And thus, in fact, the idea of farewell is realized not only at the level of emotional tone of all music, but also at the level of tangible structural phenomena ...
Официальное видео
Смотрите также: