Текст песни
Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17.
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Комментирует протоиерей Андрей Андронов
Пост занимал в религиозной жизни иудеев очень важное место. Его накладывали на себя во время опасности, общественных и личных бедствий, в воспоминание о трагических событиях истории еврейского народа. Так, например, правоверные иудеи постились в день памяти разрушения Иерусалимского Храма. Пост был внешним проявлением глубокой покаянной молитвы, а потому он имел особые атрибуты: постящийся посыпал голову пеплом, одевался в худую одежду, снимал сандалии, отказывался от вкушения всякой пищи. Все это было символом сугубого предстояния перед Богом в сокрушении сердца. Пост был временем скорби.
Видимо в то время, когда происходят описываемые события, в Иудее был объявлен один из подобных всенародных постов. Некоторые толкователи предполагают, что была засуха, и евреи усердным говением и молитвой старались привлечь к себе милость Божию. В глазах народа это дело было таким важным, что даже последователи Иоанна Крестителя, которые не были противниками Христа, упрекают Его в том, что Он распустил Своих учеников, и они не принимают участие во всенародной скорби. То есть ведут себя, словно безбожники.
Ответ Христа знаменателен. Он называет Себя женихом. На Востоке свадебные торжества продолжалась целую неделю. Гости воздавали жениху и невесте почести, словно царю и царице. Это торжество и радость с ними разделяли самые близкие друзья, которых и называли «сынами брачного чертога» или, по-нашему, друзьями жениха, свидетелями. Сравнивая Себя с женихом, Господь говорит, что время скорби для евреев закончилось. Ведь Тот, Кого они ждали так долго, Мессия, пришел к ним. Настало время радости. Ведь никто не будет скорбеть и накладывать на себя пост во время брака. Время поститься настанет позже, когда Жених покинет Свой народ, то есть взойдет на крест.
Ответ Спасителя непонятен слушателям. О какой еще радости говорит этот Человек? Откуда ей взяться? Именно на это молчаливое недоумение Господь и отвечает притчей о старых одеждах и емкостях для вина. И ткань платья, и кожа бурдюка для того, чтобы их использовать, должны быть эластичны, мягки, податливы. А это возможно лишь в том случае, когда они, после долгой обработки, только недавно вышли из рук мастера. В противном случае, если одежда и емкость ветхие, дебелые, грубые, ссохшиеся они просто не выдержат нагрузки, треснут, рассыпятся в прах. Именно по этой причине и слушатели Христа не могут понять смысл Его слов. Ведь их души, сердца и умы еще дряхлые, они еще не обновлены дыханием Божественной благодати, а потому то, о чем говорит Спаситель и остается для них загадкой.
Слова Спасителя обращены отнюдь не только к ученикам Иоанна. В той же ситуации находится каждый, кто старается следовать за Христом. Точно так, как ученики Иоанна и другие евреи, мы пытаемся призвать Бога в свою жизнь. Точно так, как они, мы, следуя уставу Церкви, накладываем на себя ограничения в виде поста, усердной молитвы, понуждаем себя к покаянию, стараемся со смирением переносить те удары, которые посылает нам жизнь. А той брачной радости, которая рождается от присутствия в нашей жизни жениха-Христа, все нет и нет. Почему так? Не по той ли это причине, что мехи еще не готовы? Что кожа ветхая? Не по той ли причине, что всеми этими скорбями, непредвиденными и добровольными, Господь, как искусный Мастер, выделывает кожу нашей души. От нас требуется немного: набраться терпением и с доверием к Нему продолжать делать свое дело. Господь знает сроки. Душа должна стать мягкой, эластичной, податливой, готовой принять в себя то драгоценное содержание, которым Он желает нас наполнить. Именно тогда Господь придет к нам, придет как жених, готовый насытить наше сердце новым вином, вином радости и веселья брачного торжества.
Перевод песни
The Savior's words are not only addressed to John's disciples. Everyone who tries to follow Christ is in the same situation. Just like the disciples of John and other Jews, we try to call God into our lives. Just like them, we, following the charter of the Church, impose restrictions on ourselves in the form of fasting, fervent prayer, force ourselves to repentance, and try with humility to endure the blows that life sends us. And that marriage joy, which is born from the presence of the bridegroom Christ in our life, is still not there. Why is that? Is this because the 'Mechs are not ready yet? That the skin is old? Is it not for the reason that with all these unforeseen and voluntary sorrows, the Lord, as a skilled Master, makes the skin of our soul. Little is required of us: to be patient and to continue doing our work with trust in Him. The Lord knows the timing. The soul must become soft, elastic, pliable, ready to receive the precious content that He wants to fill us with. It is then that the Lord will come to us, will come as a bridegroom, ready to saturate our hearts with new wine, the wine of joy and joy of the wedding celebration.
Смотрите также: