Текст песни
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Слова Господа Иисуса Христа о непротивлении злу силой, возможно, одни из самых часто цитируемых евангельских слов. Даже люди, которые никогда не читали Евангелие где-то когда-то слышали, что христианский закон повелевает при ударе в правую щеку подставлять ещё и левую. Для людей далёких от христианства или для людей, которые не понимают и не принимают христианства, эти слова Христа звучат как призыв к действию, как призыв к проверке: если я буду вас бить, то будете ли вы молчать и подставлять вторую щеку?
Если нет, то вы не христиане, а всего лишь лицемеры. Вот только мало кто задумывался каким именно образом правша, коих статистическое большинство, может нанести удар в правую щеку стоящего перед ним человека. Конечно, если человек занимается боксом, то для него это не составит труда. Но, все же, боксёров не так много и вряд ли они были среди непосредственных слушателей Христа. Впрочем, ещё древние церковные писатели обращали внимание на эту, казалось бы, странность. И они сделали вывод, что речь идёт об ударе наотмашь тыльной стороной ладони, не столько сильном, сколько оскорбительном. Или, другими словами, о пощёчине. То есть в целом Христос говорит не об избиении и физическом насилии, а о нанесении личного оскорбления. И это очень важный момент. Потому что зачастую Христовы слова о непротивлении злу понимают не в том смысле, который в них вложил Сам Христос Господь. Ведь мы помним, что получив удар по щеке на допросе у первосвященника Анны, Христос не стал подставлять другую щеку, но Он восстал против причинённого зла. И в тот момент Христос не противоречил Сам Себе. В этом долг каждого христианина — бороться со злом, восставать против зла. Бороться именно со злом, а не с нанесёнными нам лично оскорблениями. Потому что тот, кто обижает и оскорбляет — совершает грех и если кто противится обижающему, то совершает точно такой же грех, потому что тоже стремится обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или же совершенно невозможно.
Перевод песни
Gospel of Matthew, Chapter 5, verses 33-41.
33 You also heard what was said to the ancients: do not break your oath, but fulfill your oaths before the Lord.
34 But I say to you: do not swear at all: neither by heaven, for it is the throne of God;
35 not by the earth, for it is his footstool; nor Jerusalem, for it is the city of the great King;
36 Do not swear by your head, for you cannot make a single hair white or black.
37 But let your word be: yes, yes; no no; and anything beyond this is from the evil one.
38 You have heard it said, an eye for an eye and a tooth for a tooth.
39 But I say to you, do not resist the evil one. But whoever slaps you on your right cheek, turn the other to him also;
40 And whoever wants to plead with you and take your shirt, give him your outer garment;
41 and whoever compels you to go one mile with him, go with him two.
Hieromonk Feoktist Igumnov comments.
The words of the Lord Jesus Christ about not resisting evil by force are perhaps one of the most frequently quoted words in the Gospel. Even people who have never read the Gospel somewhere once heard that Christian law commands, when struck on the right cheek, to substitute the left one. For people far from Christianity or for people who do not understand and do not accept Christianity, these words of Christ sound like a call to action, like a call to check: if I beat you, will you be silent and turn the other cheek?
If not, then you are not Christians, but only hypocrites. Here are just few people thought about how exactly a right-hander, of which the statistical majority, can strike on the right cheek of a person standing in front of him. Of course, if a person is engaged in boxing, then it will not be difficult for him. But, nevertheless, there are not so many boxers and it is unlikely that they were among the direct listeners of Christ. However, even the ancient church writers paid attention to this seemingly oddity. And they concluded that this was a blow with the back of the hand, not so much strong as offensive. Or, in other words, about a slap in the face. That is, in general, Christ is not talking about beating and physical violence, but about inflicting personal abuse. And this is a very important point. Because often Christ's words about non-resistance to evil are understood not in the sense that Christ the Lord Himself put into them. After all, we remember that having received a blow on the cheek during interrogation by the high priest Anna, Christ did not turn the other cheek, but He rebelled against the evil inflicted. And at that moment Christ did not contradict Himself. This is the duty of every Christian - to fight against evil, to rebel against evil. It is to fight against evil, and not with insults inflicted on us personally. Because the one who offends and offends - commits a sin, and if someone opposes the one who offends, then he commits exactly the same sin, because he also seeks to offend. He who does not resist is free from sin and, therefore, is justified by God. This should and always has great practical importance, because in such cases God Himself is the avenger of the guilty and the protector of the innocent and conquers evil, with which it is difficult or completely impossible for an individual to fight.
Смотрите также: