Текст песни
Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 14-19. (Чтение на память трёх святителей Вселенских)
14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Чтение из Нагорной проповеди Христа Спасителя, который мы сейчас слышали, неспроста читается в день памяти особо почитаемых святых – а сегодня это память трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этом чтении говорится о том высоком призвании, которое есть у каждого христианина – быть светом миру. Для слушателей Христа образ города, стоящего на верху горы, который невозможно спрятать, был совершенно понятным: речь, конечно же, об Иерусалиме – этом светоче истинной Богооткровенной веры среди мрака окружающих языческих народов. Продолжая Свою речь, Иисус сравнивает верующего с горящей свечой, которую ставят на высоком месте, чтобы она давала как можно больше света. Именно так должны сиять добрые дела христиан для окружающих, чтобы они благословляли Бога, Которому служат христиане.
Для того, кто впервые услышит эти слова, сказанное может показаться – как бы так помягче сказать – совсем уж нескромным. Получается, что всё то доброе, что делает верующий во славу Божию, он не только не должен скрывать, но наоборот – делать публичным и очевидным для всех! А как же тогда с заповедью о том, чтобы не творить милостыню перед людьми? осуждение лицемерной публичной молитвы фарисеев? Складывается впечатление, что здесь какое-то противоречие – разве не так?
Чтобы разобраться, необходимо понять одну простую, но вовсе не очевидную вещь. Бог действительно хочет, чтобы мы светили миру. Только Он не ждёт от нас, что мы «засветимся» сами, нажав какую-то тайную кнопочку в своём сознании или еще где-то в другом месте. Нет ни кнопочки, ни нашего, собственного автономного источника для этого «света». Также, как Иерусалим светил другим народам совсем не потому, что был построен на горе, или потому, что евреи были ну просто совершенно замечательными людьми. Он светил только потому, что этот народ посетил Бог, что в Храме реально пристутствовала Слава Божия: Сам Творец мира освящал дела тех людей, которые стремились к Нему и выполняли Его заповеди. Ушло благословение Божие – и некогда великий народ рассыпался, рассеялся по лицу всей земли.
Единственная возможность, которая дана каждому из нас – стать прозрачными для действия в нас Божественного Света. Но эта «прозрачность» – совершенно не то же самое, что и упразднение нашей личностности. Христианство категорически возражает против образа растворения соляной куклы – человека – в океане Божественности. Напротив: только тогда человек начинает светиться во всю силу, когда он не только отказывается от исполнения собственной злой, эгоцентрической воли – но когда все силы – и телесные, и душевные – устремляются в едином порыве к Богу и ищут только одного: поступать так, как Он считает правильным. И это состояние – не бесправное рабство, но сыновнее соработничество Богу как своему Небесному Отцу. Я думаю, у кого в жизни был опыт настоящего ученичества – меня поймёт. Когда рядом с тобой – настоящий Учитель – его невозможно не любить, хочется дорожить каждой минутой общения с ним, выполнять его задания предельно хорошо, с полной самоотдачей – и какое же счастье, когда ты видишь на лице Учителя радостную улыбку от качественно выполненного задания! Подражая Учителю, мы становимся как бы его продолжателями, мы уже не чужие и внешние – но свои, родные и близкие. Вот именно такими и были ныне празднуемые святители Христовы – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И прославляя их, мы на самом деле прославляем одного и того же Бога, действовавшего в них, светившего через них всему миру – настолько ярко, что даже чуждые христианской веры не могли не дивится силе их добродетелей!
Помоги же нам, Господи, научиться переступать через собственную самодостаточность, чтобы хотя бы иногда открывать свою душу для действия Твоего Божественного света!
Перевод песни
The Gospel of Matthew. Chapter 5, verses 14-19. (Reading for the memory of the three hierarchs of the Universe)
14 You are the light of the world. The city on the top of the mountain can not be hidden.
15 And, having lit a candle, do not put it under a vessel, but on a candlestick, and shines all in the house.
16 Let your light so shine before men, that they may see your good works and glorify your Father in heaven.
17 Do not think that I have come to break the law or the prophets: I have not come to destroy, but to fulfill.
18 For verily I say unto you, Until heaven and earth pass away, not a single iota or one line will pass from the law until all is fulfilled.
19 Whoso therefore shall break one of these least commandments, and teach men so, he shall be called least in the Kingdom of Heaven; but whoever does and teaches, he will be called great in the Kingdom of Heaven.
Comments Archpriest Pavel Velikanov
Reading from the Sermon on the Mount of Christ, the Savior, which we have just heard, is not without reason read on the day of memory of the most revered saints - and today it is the memory of the three hierarchs - Basil the Great, Gregory the Theologian and John Chrysostom. This reading speaks of the high calling that every Christian has - to be the light of the world. For the listeners of Christ, the image of the city standing on the top of a mountain that can not be hidden was perfectly understandable: it is, of course, a speech about Jerusalem, the light of the true God-revealed faith among the darkness of the surrounding pagan peoples. Continuing His speech, Jesus compares the believer with a burning candle, which is put on a high place, so that it gives as much light as possible. This is how the good works of Christians should shine for those around them, that they bless the God, to whom the Christians serve.
For those who first hear these words, what has been said may seem - as if so mildly to say - very immodest. It turns out that all that is good that a believer does for the glory of God, he not only should not hide, but on the contrary - make it public and obvious to all! And what about the commandment about not doing charity before people? condemnation of the hypocritical public prayer of the Pharisees? There is an impression that there is some kind of contradiction here, is not it?
To understand, it is necessary to understand one simple, but not at all obvious thing. God really wants us to shine for the world. Only He does not expect us to "light up" ourselves, by pressing a secret button in our minds or elsewhere. There is neither a button nor our own autonomous source for this "light." Just like Jerusalem shone on other nations, not because it was built on a mountain, or because Jews were just totally wonderful people. He only shone because God visited this people, that the Glory of God really existed in the Temple: The Creator of the world himself sanctified the works of those people who aspired to Him and fulfilled His commandments. The blessing of God is gone-and once the great people scattered, scattered over the face of the whole earth.
The only possibility that is given to each of us is to become transparent to the action of the Divine Light in us. But this "transparency" is absolutely not the same as abolishing our personality. Christianity categorically objects to the image of the dissolution of a salt doll - a person - in the ocean of Divinity. On the contrary: only then does a person begin to shine with all his might, when he not only refuses to fulfill his own evil, egocentric will - but when all the forces - both physical and mental - strive in a single impulse towards God and seek only one thing: to act as He thinks it's right. And this state is not slavery without rights, but filial co-labor to God as his Heavenly Father. I think, who in life had the experience of real apprenticeship - I will understand. When next to you - a real Teacher - it is impossible not to love, I want to cherish every minute of communication with him, to perform his assignments extremely well, with full dedication - and what happiness when you see on the face of the Teacher a joyful smile from a quality task! Imitating the Teacher, we become, as it were, his successors, we are no strangers and external - but our own, relatives and friends. That's it, and these were the celebrated saints of Christ - Basil the Great, Gregory the Theologian and John Chrysostom. And glorifying them, we actually glorify the same God who acted in them, shining through them to the whole world - so bright that even those who were alien to the Christian faith could not help marveling at the power of their virtues!
Help us, Lord, learn to transcend our own self-sufficiency, so that at least sometimes we can open our souls for the action of your Divine light!
Смотрите также: