Текст песни
Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16.
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Каждую пасхальную ночь ликующее торжество Христовой Пасхи приостанавливается для того, чтобы вновь и вновь услышать слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные им когда-то в день Святой Пасхи. Среди прочего, святитель Иоанн упоминает притчу, которую мы сегодня услышали. Он толкует ее в контексте пасхального ликования и призывает войти в радость Пасхального торжества всякого человека, постившегося и не постившегося, того, кто провёл предпасхальные дни в трудах покаяния от самого первого дня и того, кто начал этот труд незадолго до Пасхи. Может показаться, что и сама притча и ее прочтение святителем Иоанном свидетельствуют о допустимости некоторой расслабленности, ведь все равно первые будут приравнены к последним и всех ожидает одинаковая награда и одинаковая радость. Более того, быть последним получается во всех смыслах выгоднее: и работать меньше, и не укорит Христос за тот вопрос, который задали те, кто весь день провёл в винограднике. Да, собственно, и не будет в мыслях этого вопроса, ведь разум пронзит благодарность Щедрому Хозяину. Но, конечно же, не к этому стремился побудить нас Христос Спаситель. Эта притча о том, что в отношениях с Богом нет и не может быть места расчёту и уж тем более нет в них места лукавому стремлению всякого наёмника работать меньше, а получать больше. Слова притчи призывают христиан не быть наёмниками по отношению к Богу. Радость Царства Небесного, радость пребывания с Богом — самоценна. Тот труд богоугождения, который несёт в своей земной жизни христианин— уже начало Христова Царства, в качестве награды за этот труд Всемилостивый и Щедрый Господь даёт ощутить радость и ликование уже сейчас и здесь. Ощутить такую радость и такое ликование, которые побеждают все невзгоды и болезни, побеждают усталость и нищету, одиночество и страх.
Перевод песни
Gospel of Matthew, Chapter 20, verses 1-16.
1 For the kingdom of heaven is like a master of a house, who went out early in the morning to hire laborers for his vineyard.
2 And having agreed with the laborers on a denarius for the day, he sent them into his vineyard;
3 Going out about three o'clock, he saw others standing idle in the marketplace,
4 And he said to them, Go you also into my vineyard, and what will follow I will give you. They went.
5 Again going out about the sixth and ninth hour, he did the same.
6 Finally, going out about the eleventh hour, he found others standing idle, and said to them, Why are you standing idle here all day?
7 They say to him: Nobody hired us. He says to them: Go you also into my vineyard, and what will follow, you will receive.
8 And when evening came, the lord of the vineyard said to his steward: Call the laborers and give them the wages, beginning from the last to the first.
9 And those who came about the eleventh hour received a denarius each.
10 And those who came first thought that they would receive more, but they also received a denarius;
11 and when they received it, they began to murmur against the master of the house
12 and said: These last worked for one hour, and you made them equal to us, who endured the burden of the day and the heat.
13 He answered and said to one of them: Friend! I do not offend you; Did you not agree with me for a denarius?
14 take what is yours and go; I want to give this last one the same as for you;
15 Am I not competent to do what I want in mine? Or is your eye envious because I am good?
16 So the last will be the first, and the first will be the last, for many are called, but few are chosen.
Hieromonk Feoktist Igumnov comments.
Every Easter night, the jubilant celebration of Christ's Easter is suspended in order to hear again and again the words of St. John Chrysostom, spoken by him once on the day of Holy Easter. Among other things, St. John mentions a parable that we have heard today. He interprets it in the context of Easter jubilation and calls to enter into the joy of the Easter celebration of every person who fasted and did not fast, the one who spent the pre-Easter days in the works of repentance from the very first day and the one who began this work shortly before Easter. It may seem that both the parable itself and its reading by St. John testify to the admissibility of some relaxation, because the former will still be equated with the latter and everyone will have the same reward and the same joy. Moreover, being the last one turns out to be more profitable in every sense: both work less, and Christ will not reproach for the question that was asked by those who spent the whole day in the vineyard. Yes, in fact, this question will not be in the thoughts, because the mind will be pierced by gratitude to the Generous Master. But, of course, this was not what Christ the Savior was striving to induce. This is a parable that in relations with God there is and cannot be a place for calculation, and even more so there is no place in them for the crafty desire of every mercenary to work less and get more. The words of the parable urge Christians not to be mercenaries in relation to God. The joy of the Kingdom of Heaven, the joy of being with God is valuable in itself. The work of pleasing God that a Christian carries in his earthly life is already the beginning of the Kingdom of Christ, as a reward for this work, the All-Merciful and Generous Lord makes us feel joy and exultation even now and here. To feel such joy and such exultation that conquer all adversity and illness, conquer fatigue and poverty, loneliness and fear.
Смотрите также: