Текст песни
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Рассказ, который мы только что услышали достаточно типичен. Фарисеи – ревнители закона и отеческих преданий – часто подходили к Христу и задавали разные вопросы. Часто это были вопросы искушающие, иногда вполне искренние, но интересно другое: Христос всегда отвечает глубже, чем от Него ожидают, говорит об истинном смысле явления, а не формальном содержании.
Искушающие вопросы, один из которых мы слышали в сегодняшнем чтении, были связаны с толкованием ситуаций, которые не имели однозначного толкования с точки зрения Моисеева закона. В вопросах, которые были связаны с дозволительной причиной развода у представителей двух основные правовых школ в Израиле были серьезные разногласия. Одни полагали, что возможных причин очень немного, в то время как другие полагали, что разводиться можно почти по любому поводу. Зная, что Христос много учил народ, Они подошли к нему и задали вопрос о возможных причинах развода.
Однако Христос отвечает очень неожиданно. Вместо того, чтобы рассуждать о возможных причинах развода, Он говорит о том, что такое брак сам по себе. Какой была идея брака в самом начале?
Его утверждения с самого начала очень категоричны: замысел Божий состоял в том, чтобы двое, мужчина и женщина, став одной плотью, образовали нерушимое единство. «Что Бог сочетал, человек да не разрушает».
Будто не зная этого, фарисеи спрашивают Его: «Как же Бог Моисею разрешил разводиться?». Хотя в ответе Христа речь идет о человеческом жестокосердии, он удивителен, потому что раскрывает Божью любовь и снисхождение к человеку. Бог знает, что человек не сможет быть идеальным и снисходит к нему не только как грешнику, который нарушил закон, но и в самом законе, соизмеряя его с человеческими силами. Возможность развода была дана как уступка человеческой слабости. И все же человек настолько жестокосерд, что даже такой закон, который учитывает человеческую слабость, оказывается неудобен и порождает самые широкие и снисходительные трактовки.
Отвечая фарисеям, Христос задает духовную максиму и отменяет уступку сделанную Моисеем: разводящийся с женой, кроме вины прелюбодеяния (т.е. кроме как по причине измены) сам оказывается изменником. Эта максима, как и многое, что говорит Христос задает некоторый нравственный предел, к которому необходимо стремиться. Однако, она настолько строга, что уже не фарисеи, а ученики говорят Христу: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».
Отвечая на недоумение учеников, Спаситель, во-первых, говорит, что эту норму может вместить далеко не каждый, но тот кому дано. И эти слова очень важны для нас, потому что с их непониманием связаны многие ошибки духовной жизни. Они означают, что у Бога для каждого человека своя мера, что нельзя равнять всех по единственному идеалу и переоценивать свои силы. Однако и отказываться от реализации своих сил нельзя. Неслучайно Христос говорит: Кто может вместить, да вместит.
Перевод песни
The Gospel of Matthew, Chapter 19, verses 3-12.
3 And the Pharisees came to him, and tempting him, they said to him, Is it lawful for a man to put away his wife for any reason?
4 And he answering said unto them, Have ye not read that he who made the man and the woman first created them?
5 And he said, Therefore a man shall leave his father and mother, and shall cleave to his wife, and they shall be two with one flesh,
6 so that they are no longer two, but one flesh. So what God has combined, let man not separate.
7 And they said unto him, How did Moses commandeer to give a divorcement and divorce her?
8 He saith unto them: Moses, because of your hardness of heart, hath allowed you to divorce your wives, but at first it was not so;
9 But I say unto you, He that divorces his wife, not for adultery, and marries another, commits adultery; and married to a divorced adulteress.
10 His disciples say to him: if this is the duty of a man to his wife, it is better not to marry.
11 And he said to them, "Not everyone can contain this word, but to whom it is given,
12 For there are eunuchs who were born from the womb of the mother; and there are eunuchs who are scraped from people; and there are eunuchs who have made themselves skoptsami for the Kingdom of Heaven. Who can accommodate, yes accommodate.
Comments on the priest Stefan Domuschi
The story we just heard is quite typical. The Pharisees, zealots of the law and paternal traditions, often came to Christ and asked different questions. Often these were tempting questions, sometimes quite sincere, but interesting is another: Christ always answers deeper than what He is expected of, speaks of the true meaning of the phenomenon, and not the formal content.
Temptative questions, one of which we heard in today's reading, were related to the interpretation of situations that did not have an unambiguous interpretation from the point of view of the Moiseyan law. In matters related to the permissive reason for the divorce, representatives of the two main legal schools in Israel had serious disagreements. Some thought that there were very few possible reasons, while others believed that it was possible to divorce almost for any reason. Knowing that Christ taught many people, They approached him and asked about the possible reasons for the divorce.
However, Christ answers very unexpectedly. Instead of talking about the possible causes of divorce, He says that such a marriage is in itself. What was the idea of marriage at the very beginning?
His assertions from the very beginning are very categorical: the plan of God was that two men and a woman, becoming one flesh, would form an indestructible unity. "What God has combined, man does not destroy".
As if not knowing this, the Pharisees ask Him: "How did God allow Moses to divorce?". Although Christ's answer refers to human cruelty, he is amazing because he reveals God's love and condescension to man. God knows that a person can not be perfect and condescending to him not only as a sinner who broke the law, but also in the law himself, commensurating him with human forces. The possibility of divorce was given as a concession to human weakness. And yet the person is so cruel that even such a law, which takes into account human weakness, turns out to be uncomfortable and generates the broadest and most condescending interpretations.
Responding to the Pharisees, Christ sets the spiritual maximum and abolishes the concession made by Moses: divorcing his wife, except for the guilt of adultery (ie except for the reason of treason) he himself is a traitor. This maxim, like much that Christ says, sets a certain moral limit, to which one must strive. However, it is so strict that it is no longer the Pharisees, but the disciples say to Christ: "If this is the duty of man to his wife, it is better not to marry."
Responding to the bewilderment of the disciples, the Savior, firstly, says that this norm can be accommodated by far not everyone, but the one who is given. And these words are very important for us, because many mistakes of spiritual life are connected with their misunderstanding. They mean that God has a different measure for each person, that one can not equate everyone on a single ideal and overestimate one's own strength. However, one should not abandon the realization of one's own forces. It is no coincidence that Christ says: Who can accommodate, yes accommodate.
Официальное видео
Смотрите также: