Текст песни
Сестры Базыкины - Елена и Ирина впервые появились на телеэкране летом 1985 года, в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Этот праздник имел свою символику — розовощекую голубоглазую девушку Катюшу в сарафане и кокошнике, напоминающем фестивальную звезду-цветок.
Появилась и песня о Катюше, написанная московским композитором Алексеем Мажуковым. Вот ее-то и исполнили впервые в одной из молодежных телепрограмм две певицы — сестры Елена и Ирина Базыкины. Не просто сестры — близнецы. Симпатичные, круглолицые и румяные, они удивительно подошли для исполнения песни внешне, как бы являя собой зримое воплощение самой фестивальной «Катюши».
Но, что не менее важно, очень точно и ярко исполнили саму песню: весело, мажорно и в то же время светло и прозрачно. Традиционно русское начало слилось с молодежными ритмами, с интонациями современной эстрады. А потом появились новые песни, принадлежащие в основном Мажукову,— «Чудеса» (она стала известна также под названием «Чародеи и факиры»), «О чем ты думаешь» и другие. Телевидение охотно снимало с участием сестер Базыкиных небольшие песенные сюжеты («видеоклипы»).
Сестры Базыкины не просто хорошо пели, но и непринужденно двигались, если нужно — танцевали, вообще «смотрелись». Очень важное качество для музыкального телевидения. На одном из концертов, проходивших в Московском театре эстрады, на молодых певиц обратил внимание швед Билли Ватт — известный продюсер, директор фирмы «Литл биг элл». «Девушки талантливы и артистичны, они прекрасно поют и двигаются на сцене,— заявил он.— На мой взгляд, это именно тот случай, когда на свет может появиться удивительный музыкальный коллектив...»
Кто же они, эти симпатичные Лена и Ира?
Год рождения — 1962-й. Родились на Урале, в городе Миассе, но с самого раннего детства жили в столице Кабардино-Балкарии — городе Нальчике. Закончили там, как пианистки, музыкальную школу. Освоили также гитару, правда играла больше Ира. Пели всегда в унисон. Народные песни, романсы, эстраду. Сочиняли сами (на стихи Лорки Кирсанова). Выступали на школьных вечерах.
В девятом классе впервые услышали песни Александра Градского. Исполняли его «Синий лес», «Подругу угольщика», «Испанию». В 1978 году сестры решают попытать счастья в Москве. Сдают приемные экзамены на эстрадное отделение Музыкального училища имени Гнесиных. Приняты. И попадают в класс вокала... к человеку, которого давно уже уважают, любят и исполняют: к Градскому! Александр Борисович, впрочем, сразу заявил своим новым ученицам: «Основа основ в пении — классическая школа и академическая техника. Так что — как меня учили в Гнесинском институте, так и я вас буду учить.. .»
Занимались распевами, вокальными упражнениями, постановкой правильного дыхания. После этих вступительных упражнений пели инвенции и арии Баха, ариозо Моцарта, эстраду — от Гершвина до Стиви Уандера, Паулса. Отрабатывали абсолютную слитность фразировки на примерах композиций «Аббы». Училище закончили в 1982 году. После этого — профессиональная работа. Сначала — в оркестре «Современник».
Сестры Базыкины искали подходящий для дуэта репертуар. Пели музыку Геннадия Гладкова («Твои глаза», «Перебитое крыло»). Потом взяли произведение Алексея Мажукова «Метель». Песня на два голоса, по складу звучания, по настроению вроде бы подходила.
Руководитель «Современника» Анатолий Кролл сделал прекрасную новую аранжировку, и «Метель», что называется, сразу удачно «пошла» — публика принимала ее на концертах очень хорошо. Успех окрылил девушек. Решили включить в репертуар другие композиции Мажукова. Но какие? Набрались духу и позвонили автору... Ну а теперь разрешите продолжить этот рассказ Алексею Сергеевичу Мажукову. «...Итак, девочки позвонили мне. От встреч с молодыми артистами я никогда не отказываюсь, мне это интересно. Что за народ растет? А вдруг что-то незаурядное?
Встретились в Доме композиторов, в Малом зале. Послушал сестер. Пели и советские песни (мои в том числе), и зарубежную эстраду на английском. Стремились имитировать тембр известной группы «Би-джиз» — мягкое, негромкое, лирическое звучание, которое выходило у Лены и Иры каким-то особенно ласковым, греющим душу. Хотя были в то же время довольно однообразными, да еще пели с диалектным (южно-русским) акцентом (позже учил их чисто петь на любом языке; сейчас от «диалектизмов» полностью избавились).
К содержанию текста песен не относились никак, словно не замечая его (болезнь на эстраде довольно распространенная),— просто сестры Базыкины пели, наслаждаясь мелодией... Ну что же, как говорится, было над чем работать. Дал девочкам ноты. Они быстро выучили несколько вещей, и я стал включать их в свои авторские концерты. Лена и Ира, безусловно, внесли в них свежую струю. Уже само появление двух «близняшек» всегда вызывало в зале оживление. Пели от раза к разу все лучше. Я говорил им: «Обязательно думайте — о чем поете. Ищите такие краски, такой звук, такое его напряжение, которые помогали б
Перевод песни
Sisters Bazykina - Elena and Irina first appeared on television in the summer of 1985, during the XII World Festival of Youth and Students. This holiday had its own symbolism - the rosy cheeked blue-eyed girl Katyusha in a sundress and kokoshnik resembling a festival star-flower.
A song about Katyusha appeared, written by Moscow composer Alexey Mazhukov. For the first time, two singers, sisters Elena and Irina Bazykin, performed it for the first time in one of the youth television programs. Not just twin sisters. Cute, chubby and ruddy, they are surprisingly suitable for performing a song outwardly, as if representing a visible embodiment of the festival Katyusha itself.
But, no less important, they sang the song itself very precisely and vividly: merrily, in a major way and at the same time light and transparent. Traditionally, the Russian beginning has merged with the youth rhythms, with the intonations of modern pop music. And then there appeared new songs belonging mainly to Mazhukov, “Miracles” (it became known also under the name “Magicians and fakirs”), “What are you thinking about,” and others. Television willingly filmed with the participation of the Bazykin sisters small song plots ("video clips").
The Bazykin sisters not only sang well, but also moved with ease, if necessary - danced, generally “looked”. Very important quality for music television. At one of the concerts held at the Moscow Variety Theater, the Swede Billie Watt, a well-known producer and director of Little Big All, drew the attention of young singers. “Girls are talented and artistic, they sing beautifully and move on stage,” he said. “In my opinion, this is exactly the case when an amazing musical band can be born ...”
Who are these cute Lena and Ira?
Year of birth - 1962 They were born in the Urals, in the town of Miass, but from early childhood they lived in the capital of Kabardino-Balkaria, the city of Nalchik. We graduated there as a pianist music school. They also mastered the guitar, though I played more than Ira. They sang always in unison. Folk songs, romances, pop. They wrote themselves (to the poems of Lorca Kirsanov). Performed at school parties.
In the ninth grade, the songs of Alexander Gradsky were first heard. It was performed by the “Blue Forest”, “The coalman's girlfriend”, “Spain”. In 1978, the sisters decide to try their luck in Moscow. They pass the entrance examinations for the variety department of the Gnessin Music School. Accepted. And get into the vocal class ... to a person who has long been respected, loved and performed: to Gradsky! Alexander Borisovich, however, immediately declared to his new students: “The basis of the foundations in singing is the classical school and the academic technique. So - as I was taught at the Gnesinsky Institute, so I will be teaching you ... "
Engaged in singing, vocal exercises, the formulation of proper breathing. After these introductory exercises, Bach's inventions and arias, Mozart's ariosos, and the stage — from Gershwin to Stevie Wonder, Pauls — sang. They practiced absolute coalescence of phrasing using examples of Abba compositions. School finished in 1982. After that - professional work. First - in the orchestra "Contemporary".
Sisters Bazykiny were looking for a suitable repertoire for the duet. They sang the music of Gennady Gladkov (“Your Eyes”, “The Broken Wing”). Then they took the work "The Snowstorm" by Alexei Mazhukov. The song for two voices, according to the tone of the sound, seemed to fit the mood.
The head of Sovremennik, Anatoly Kroll, made an excellent new arrangement, and Metel, as they say, immediately “went well” - the audience accepted it very well at concerts. The success inspired the girls. We decided to include in the repertoire other compositions of Mazhukov. But which ones? Gathered spirit and called the author ... Well, now let me continue this story to Alexey Sergeyevich Mazhukov. “... So, the girls called me. I never refuse to meet young artists, it is interesting to me. What kind of people grows? And what if something extraordinary?
We met in the House of Composers, in the Small Hall. I listened to the sisters. Sang and Soviet songs (including mine), and foreign music in English. They tried to imitate the timbre of the famous group “B-Jiz” - a soft, quiet, lyrical sound, which came out from Lena and Ira by some particularly affectionate, warming soul. Although they were at the same time rather monotonous, they sang with a dialectal (Southern Russian) accent (later they taught them to sing in any language purely; now they have completely got rid of the "dialectisms").
The content of the lyrics was not related at all, as if not noticing it (the disease on the stage was quite common) - Bazykin’s sisters simply sang, enjoying the melody ... Well, as they say, there was something to work on. Gave the girls notes. They quickly learned a few things, and I began to include them in my own concerts. Lena and Ira, of course, brought in a fresh stream. The very appearance of the two "twins" always caused excitement in the hall. They sang from time to time getting better. I told them: “Be sure to think about what you are singing. Look for such paints, such a sound, such its tension, which would help
Официальное видео
Смотрите также: