Текст песни
Мощно, на фортиссимо, начинается бурное движение струнных, рисующее полет ведьм. Пронзительно звучат трели флейт вместе с пикколо, у фаготов и литавр раздаются грузные «шаги», весь диапазон оркестра от флейты-пикколо до контрабасов охватывают краткие восходящие и нисходящие пассажи, триоли которых подчеркивают судорожность, агрессивность. Все прорезают отдельные сигна- лы-вскрики валторн, корнетов. Кажется, звучание на пределе, но оно все более усиливается в долбящих октавах медных, тремоло скрипок, трелях контрабасов. После отдельных разорванных аккордов-перекличек вновь начинается то же неистовое движение, приводящее, после взвизгов флейты- пикколо и резких всплесков струнных, к появлению первой оформленной темы — двутактового мотива сначала у гобоя, затем флейт и струнных («Вступление в 2 серии, сбор ведьм», — пишет Мусоргский). После генеральной паузы вступает большой барабан с ровными триолями, на фоне которых звучит двутактовый мотив в измененном виде, в разных тембрах и регистрах («тема d-moll с малым развитием — сплетни»). В мощном tutti, с переменным размером, сопровождающаяся ударами тарелок, визгом флейты-пикколо ширится, развивается все та же единственная тема. Этот эпизод заканчивается стремительным хроматическим нисходящим движением, переходящим в восходящее и обрывающимся трелью струнных. Следующий большой раздел — поезд Сатаны, в маршеобразном движении с пунктирным ритмом, с перекличками оркестровых групп, резкой сменой динамики («Тема поезда без развития с ответом в es-moll. Забулдыжный характер в es-moll презабавен»), после чего начинается ведьмовское славление — отрывистые аккорды деревянных инструментов в переменном размере, заканчивающиеся трелью. Снова, почти как в начале, звучат краткие восходящие и нисходящие пассажи, после генеральной паузы вступает тема сплетен, перемежаются различные мотивы. Все неистовее становится вихрь, в котором то и дело проносится тема сплетен, музыкальный материал варьируется, и, наконец, после бурно скатывающейся нисходящей хроматической гаммы у струнных наступает кульминация — шабаш. В перекличках оркестровых групп то возникает, то исчезает все та же ведьмовская тема; она изменяется, искажается, переходит в неистовый пляс. В конце шабаша появляются элементы вступительного раздела (сбора ведьм), возникает движение по целотонной гамме, аккорды-вскрики достигают немыслимой силы. В последнем вихревом взлете струнных исчезает нечисть.
Перевод песни
Powerfully, on fortissimo, the stormy movement of the strings begins, drawing the flight of witches. Trills of flutes sound piercingly along with piccolos, heavy "steps" are heard from bassoons and timpani, the entire range of the orchestra from piccolo flute to double bass covers short ascending and descending passages, the triplets of which emphasize convulsiveness and aggressiveness. All cut through separate signals-cries of horns, cornet. It seems that the sound is at the limit, but it is increasingly amplified in the hollowing octaves of copper, tremolo violins, trills of double basses. After separate torn chords-rolls, the same frantic movement begins again, leading, after the squeals of the piccolo flute and sharp bursts of strings, to the appearance of the first formal theme - a two-bar motif, first for the oboe, then for flutes and strings (“Introduction to 2 episodes, collection of witches ", - writes Mussorgsky). After a general pause, a big drum enters with even triplets, against which a two-bar motif sounds in a modified form, in different timbres and registers ("a d-moll theme with little development - gossip"). In a powerful tutti, with a variable size, accompanied by the beating of cymbals, the squeal of a piccolo flute, the same single theme develops. This episode ends with a swift chromatic descending movement that turns into an ascending and breaking trill of strings. The next big section is the train of Satan, in a marching movement with a dotted rhythm, with roll-overs of orchestral groups, a sharp change in dynamics ("The theme of a train without development with an answer in es-moll. The reckless character in es-moll is amusing"), after which the witch glorification begins - abrupt chords of wooden instruments in a variable size, ending with a trill. Again, almost like at the beginning, short ascending and descending passages sound, after a general pause, the topic of gossip enters, various motives alternate. The whirlwind becomes more and more frantic, in which the topic of gossip rushes by, the musical material varies, and, finally, after the rapidly rolling downward chromatic scale, the strings culminate in the Sabbath. In the roll calls of the orchestral groups, the same witch theme appears and disappears; it changes, distorts, turns into a frantic dance. At the end of the sabbath, elements of the introductory section (the gathering of witches) appear, movement arises along a whole tone scale, chords-screams reach incredible strength. In the last whirlwind takeoff of the strings, evil spirits disappear.
Смотрите также: