Текст песни
ТЕКСТ 13
бхуйо намах сад-вриджина-ччхиде 'сатам
асамбхавайакхила-саттва-муртайе
пумсам пунах парамахамсйа ашраме
вйавастхитанам анумригйа-дашуше
бхуйах - вновь; намах - мое почтение; сат - преданным или праведникам; вриджина - от страданий; чхиде - дарующему освобождение; асатам - непреданных (атеистов, демонов); асамбхавайа - облегчение страданий; акхила - совершенной; саттва - благости; муртайе - Личности; пумсам - трансценденталистов; пунах - вновь; парамахамсйе - высшей ступени духовного развития; ашраме - в статусе; вйавастхитанам - находящихся; анумригйа - место назначения; дашуше - дарующему.
Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Ним - совершенной формой бытия и духовной реальности, Господом, избавляющим праведников и преданных от страданий и обуздывающим демонический нрав непреданных-атеистов. Это Он вознаграждает трансценденталистов, находящихся на высшей ступени духовного развития, достижением цели, к которой они стремятся.
КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна - совершенная форма всего сущего, как материального, так и духовного. Слово акхила значит «полный, совершенный» и является антонимом слова кхила, что значит «низший». В «Бхагавад-гите» говорится, что существуют две природы пракрити: материальная и духовная, - внешняя и внутренняя энергии Господа. Материальную природу называют апара, «низшей», а духовную - «высшей» или «трансцендентной». Из этого следует, что форма Господа не принадлежит к низшей, материальной природе. Он - совершенное проявление духовной реальности. Более того, Он - мурти, то есть обладает трансцендентной формой. Не имея понятия о трансцендентной форме Господа, недалекие люди считают Его безличным Брахманом. Но Брахман - это всего-навсего сияние, исходящее от Его трансцендентного тела (йасйа прабха). Преданные, которым известно о трансцендентной форме Господа, посвящают себя служению Ему, и Господь по Своей беспричинной милости отвечает им взаимностью, избавляя преданных от всех страданий. Благочестивые люди, следующие предписаниям Вед, также дороги Господу и потому тоже находятся под Его покровительством. Нечестивцы и непреданные выступают против принципов Вед, поэтому в своей греховной деятельности они сталкиваются с многочисленными препятствиями. Тех демонов, к которым Господь проявляет особую благосклонность, Он убивает Сам (как это случилось с Раваной, Хиранйакашипу и Камсой). Так они получают освобождение, которое кладет конец их демонической деятельности. Помогая преданным или наказывая демонов, Кришна, как заботливый отец, неизменно доброжелателен к каждому, поскольку Он - совершенная, полная форма бытия, вмещающая в Себя все виды индивидуального существования.
Парамахамса - так называют высшую ступень духовного совершенства. Шримати Кунтидеви утверждает, что по сути дела постичь Господа могут только парамахамсы. Овладевая трансцендентным знанием, человек познает сначала безличный Брахман, затем локализованную Параматму и только после этого - Личность Бога, Пурушоттаму, Господа Кришну. Аналогичным образом, существует несколько этапов духовного совершенствования человека, принявшего санньясу. Кутичака, бахудака, паривраджакачарйа и парамахамса - таковы стадии, которые проходит человек, давший обет отречения от мира, санньясу. О них говорит в своих молитвах Господу Кришне мать Пандавов, царица Кунтидеви (Песнь первая, глава восьмая). Стадии парамахамсы могут достичь как имперсоналисты, так и преданные, но в «Шримад-Бхагаватам» Кунтидеви утверждает, что чистую бхакти-йогу способны постичь только парамахамсы. Кунтидеви подчеркивает, что Господь нисходит специально для того, чтобы дать парамахамсам бхакти-йогу (паритранайа садхунам). Таким образом, в конечном счете, истинные парамахамсы - это беспримесные преданные Господа. Шрила Джива Госвами прямо заявляет, что высшая цель жизни - это бхакти-йога, направляющая человека на путь трансцендентного любовного служения Господу, и те, кто идет путем бхакти-йоги, являются истинными парамахамсами.
Имперсоналисты смотрят на бхакти как на метод, позволяющий слиться с бытием Господа в Его безличном аспекте - брахмаджйоти, а поскольку Господь милостив к каждому, Он удовлетворяет и их желания. В «Бхагавад-гите» (4.11) Господь заверяет: йе йатха мам прападйанте. По мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти, существует два класса парамахамс: брахмананди (имперсоналисты) и премананди (преданные). И те и другие достигают своей цели, но премананди считаются более удачливыми. Однако и брахмананди, и премананди являются трансценденталистами и не имеют ничего общего с низшей материальной природой, существование в которой исполнено всевозможных страданий.
Перевод песни
TEXT 13
bhuyo namah sad-vrijina-cchide 'satam
asambhavayakhila-sattva-murtaye
pumsam punah paramahamsya ashrama
vyavasthitanam anumrigya-dasushe
bhuyah - again; namah — my respect; sat - for the devotees or the righteous; vrijina - from suffering; chide - who gives liberation; asatam - of nondevotees (atheists, demons); asambhavaya - relief of suffering; akhila — perfect; sattva — goodness; murtaye - Personalities; pumsam - of the transcendentalists; punah - again; paramahamsye - of the highest stage of spiritual development; ashrame - in the status; vyavasthitanam - of being; anumrigya — the destination; dasuse - the giver.
Again and again I bow down to Him, the perfect form of being and spiritual reality, the Lord who delivers the righteous and devotees from suffering and curbs the demonic disposition of nondevotee atheists. It is He who rewards transcendentalists who are at the highest stage of spiritual development by achieving the goal towards which they strive.
PURPORT Lord Sri Krishna is the perfect form of everything, material and spiritual. Akhila means "complete, perfect" and is the opposite of khila, which means "lower." In the Bhagavad-gita it is said that there are two natures of prakrti, material and spiritual, the external and internal potencies of the Lord. Material nature is called apara, "inferior," and spiritual nature is called "superior" or "transcendental." From this it follows that the form of the Lord does not belong to the lower, material nature. He is the perfect manifestation of spiritual reality. Moreover, He is a murti, that is, He has a transcendental form. Unaware of the transcendental form of the Lord, fools consider Him to be an impersonal Brahman. But Brahman is only the effulgence of His transcendental body (yasya prabha). Devotees who are aware of the transcendental form of the Lord engage in His service, and the Lord reciprocates by His causeless mercy, relieving the devotees of all suffering. Pious people who follow the precepts of the Vedas are also dear to the Lord and therefore also under His protection. The impious and nondevotees are against the principles of the Vedas, and therefore they encounter many obstacles in their sinful activities. Those demons to whom the Lord is especially favored, He kills Himself (as happened with Ravana, Hiranyakasipu and Kamsa). In this way they get liberation, which puts an end to their demonic activities. Whether helping devotees or punishing demons, Krishna, as a caring father, is invariably benevolent to everyone, for He is the perfect, complete form of existence, containing all kinds of individual existence.
Paramahamsa - this is the name of the highest stage of spiritual perfection. Srimati Kuntidevi states that in fact only the paramahamsas can understand the Lord. By mastering transcendental knowledge, one realizes first the impersonal Brahman, then the localized Paramatma, and only after that the Personality of Godhead, Purusottama, Lord Krishna. Similarly, there are several stages in the spiritual development of a person who has taken sannyas. Kuticaka, bahudaka, parivrajakacarya and paramahamsa - these are the stages that a person who has taken a vow of renunciation of the world, sannyasa, goes through. The mother of the Pandavas, Queen Kuntidevi, speaks about them in her prayers to Lord Krishna (Canto One, Chapter Eight). The stages of paramahamsa can be attained by both impersonalists and devotees, but in the Srimad-Bhagavatam Kuntidevi states that only paramahamsas can understand pure bhakti yoga. Kuntidevi emphasizes that the Lord descends specifically to give the paramahamsas bhakti yoga (paritranaya sadhunam). Thus, ultimately, bona fide paramahamsas are unalloyed devotees of the Lord. Srila Jiva Gosvami explicitly states that the ultimate goal of life is bhakti yoga, which guides one on the path of transcendental loving service to the Lord, and those who follow the path of bhakti yoga are bona fide paramahamsas.