Текст песни
Расположение как аргумент.
– Что бывает, причиной смелой решимости к делу? – Этот вопрос часто занимал людей. В древности отвечали: причиной этой решимости служит Бог; этим он дает нам понять, что Он согласен с нашей волей. Когда спрашивали оракула о каком-либо предприятии, от него хотели получить большую решимость к делу. И когда человеку представляли выбор между несколькими действиями, он отвечал на эти сомнения так: “я буду делать то-то, потому что к этому лежит мое сердце”. Следовательно, делали выбор, руководясь не рассудком, а тем, что в глубине души человека таились расположение к данному поступку и надежда на успех.. Расположение полагалось на чашку весов в качестве аргумента и перетягивало рассудочность: а иногда суеверие заставляло считать расположение внушением, исходящим от сверхъестественной силы которой обещался успех делу. Представьте теперь, какие последствия могли произойти от этого предрассудка! Им можно было заменить все доводы и победить все возражения!
Актеры добродетели.
– Среди людей древности, прославившихся своей добродетелью, было, как кажется, очень много таких, которые актерствовали перед самими собой: греки, как прирожденные актеры, делали это, вероятно, совершенно непроизвольно, и находили это хорошим. Здесь каждый состязался своей добродетелью с добродетелью другого и всех других: как было не применить здесь всех искусств для того, чтобы выставить свою добродетель на вид прежде всего пред самим собой, уже ради упражнения только! Какая польза от добродетели, которую нельзя показать, или которая не умеет показать себя! Этих актеров уничтожило христианство.
Утонченная жестокость в роли добродетели.
– Вот нравственность, которая всецело покоится на желании отличиться. Что, собственно, это за желание, и какова его задняя мысль? Хочется нам сделать так, чтобы вид наш доставлял другому страдание и возбуждал в нем зависть, заставляя его чувствовать свое бессилие и принижение; нам хочется заставить его почувствовать горечь его судьбы и, капая на его язык каплю нашего меда, прямо и злорадно смотреть ему в глаза при этом мнимом благодеянии. – Вот человек скромный, - но поищите, и вы, наверное, найдете людей, которым он старается причинить этим самым пытку. Другой выказывает сострадание к животным и служит предметом удивления, - но есть люди, которым он старается причинить страдание именно этим своим свойством. Вот стоит великий художник: наслаждение, которое испытывает он, зная зависть побежденных соперников, дает энергию его силам и помогает ему сделаться великим: - скольких горьких минут стоило другим его величие! Непорочность монахини: какими глазами смотрит она в лицо других женщин… Тема не велика, но вариантов можно набрать без числа, и это следовало бы сделать, так как парадоксальна и новая мысль, что мораль отличия в последнем основании своем имеет наслаждение от утонченной жестокости. В последнем основании – это должно обозначать здесь “в первом поколении”. Если привычки передаются по наследству, то задняя мысль не унаследуется, так как наследственностью передаваться может только чувство, а не мысль. Таким образом, во втором поколении наслаждение, получаемое от жестокости, исчезнет, если оно не будет вновь развито воспитанием; останется только одно наслаждение, получаемое от привычки. Это наслаждение первая ступень к “добру”.
Перевод песни
Location as an argument.
- What happens, the cause of bold determination to business? - This question often occupied people. In ancient times they answered: God serves the cause of this determination; by this he makes us understand that He agrees with our will. When asked the oracle about any enterprise, they wanted to get a great deal of resolve from him. And when a person was presented with a choice between several actions, he answered these doubts like this: “I will do this because my heart lies to this”. Therefore, they made a choice, guided not by reason, but by the fact that deep down in their souls they lurked a disposition to this act and hope for success .. The arrangement relied on a cup of scales as an argument and pulled rationality: and sometimes superstition made us consider the arrangement to be an suggestion emanating from a supernatural power which promised success to the cause. Imagine now what consequences could have come from this prejudice! They could replace all the arguments and defeat all the objections!
Actors of virtue.
- Among the people of antiquity, famous for their virtue, there were, as it seems, a lot of those who acted in front of themselves: the Greeks, like natural actors, probably did it completely involuntarily, and found it good. Here everyone competed in their virtue with the virtue of the other and all others: how could you not apply all the arts here in order to expose your virtue to the appearance, first of all, of yourself, for the sake of exercise only! What good is virtue that cannot be shown, or which cannot show itself! These actors were destroyed by Christianity.
Refined cruelty in the role of virtue.
- Here is morality that completely rests on the desire to excel. What, actually, is this desire, and what is its back thought? We want to make sure that our view gives suffering to another and arouses envy in him, making him feel his impotence and humiliation; we want to make him feel the bitterness of his fate and, dripping a drop of our honey on his tongue, look directly and gloatingly into his eyes with this imaginary good deed. “Here is a modest man, - but look, and you will probably find people whom he is trying to inflict with this torture.” The other shows compassion for animals and serves as a subject of surprise - but there are people to whom he tries to inflict suffering with precisely this property of his. Here is a great artist: the pleasure that he experiences, knowing the envy of defeated rivals, gives energy to his forces and helps him become great: - how many bitter minutes his greatness cost others! The purity of the nun: with what eyes she looks in the face of other women ... The topic is not great, but the options can be typed without a number, and this should be done, as the new idea is paradoxical that the moral of difference in its last basis has pleasure from refined cruelty. In the last basis - this should mean here “in the first generation”. If habits are inherited, then the back thought will not be inherited, since only feeling can be transmitted by heredity, not thought. Thus, in the second generation, the pleasure received from cruelty will disappear if it is not re-developed by education; there will be only one pleasure received from the habit. This enjoyment is the first step to "good."
Смотрите также: