Текст песни
"Свобода человеческого духа есть и свобода зла, а не только добра. Но свобода зла ведет к своеволию и самоутверждению человека, своеволие же порождает бунт, восстание на самый источник духовной свободы. Безграничное своеволие отрицает свободу, отрекается от свободы. Свобода есть бремя, путь свободы - крестный путь страдания. И вот человек в слабосильном бунте своем восстает против бремени свободы. Свобода переходит в рабство, принуждение. Социализм есть порождение человеческого самоутверждения, человеческого своеволия, но он приканчивает свободу человека. Как выйти из этой антиномии, из этого безысходного противоречия? Достоевский знает только один выход - Христос. Во Христе свобода становится благодатной, соединяется с бесконечной любовью, свобода не может уже перейти в свою противоположность, в злое насилие. Повсюду у Достоевского утопия социального счастья и социального совершенства уничтожает свободу человека, требует ограничения свободы. Так это в шигалевщине и в планах Петра Верховенского, как и в учении Великого Инквизитора, который ведь под маской католичества проповедует религию социализма, религию хлеба земного, социального муравейника. Достоевский - могущественный критик социального эвдемонизма, изобличитель пагубности его для свободы." - Николай Бердяев
Перевод песни
“Freedom of the human spirit is also freedom of evil, and not only good. But freedom of evil leads to self-will and self-assertion of man, self-will creates rebellion, revolt on the very source of spiritual freedom. Limitless self-will denies freedom, renounces freedom. Freedom is burden, way freedom is the way of the cross of suffering. And now, in a weak rebellion, a man stands up against the burden of freedom. Freedom passes into slavery, coercion. Socialism is a product of human self-assertion, human self-will, but he ends up human freedom. How to get out of this antinomy, of this hopeless contradiction? Dostoevsky knows only one way out - Christ. In Christ freedom becomes graceful, combined with infinite love, freedom can no longer go into its opposite, into evil violence. Everywhere in Dostoevsky utopia social happiness and social perfection destroys human freedom, requires restriction of freedom. So it is in Shigalism and in the plans of Peter Verkhovensky, as well as in the teachings of the Grand Inquisitor, who, under the mask of Catholicism, preaches the religion of socialism, the religion of the bread of the earth, a social anthill. Dostoevsky is a powerful critic of social eudaemonism, an exposer of his destructiveness to freedom. "- Nikolay Berdyaev
Официальное видео