Текст песни
На пианиссимо вступает таинственное, необычное, длительно тянущееся созвучие — «прометеев аккорд». На колышущемся фоне валторны интонируют тему Прометея — суровую, сдержанную и проникновенную, являющуюся почти точным мелодическим вариантом первоначального аккорда. В постепенном раскрытии она приводит к появлению темы воли в акцентированном звучании трубы соло. Новая тема, определяющая начало основного раздела поэмы — хоральная сосредоточенная тема разума (флейта в сопровождении фагота и валторн). Она звучит неоднократно, сопоставляясь с темой воли, а далее — и с темой разума. Солирующий рояль вводит в действие другие темы, более оживленные, капризные, с прихотливой фактурой и чертами танцевальности (тема движения). Новый образ — трепетный, словно окутанный форшлагами, сопровождаемый трелями и тремоло, — характеризуется исследователями как тема томления. На этих основных темах-образах строится все одночастное произведение: в противопоставлениях, столкновениях, контрапунктических сплетениях, действенном развитии и борьбе, приводящей к колоссальной кульминации. К мощному звучанию оркестра присоединяется хор, интонирующий без слов отдельные мотивы, напоминающие древние попевки. Его поддерживает и орган. Достигается небывалый экстатический накал. Постепенно звучность спадает, и с нежнейшего пианиссимо в разреженном звучании отдельных инструментов начинается новый подъем, приводящий к мощному, светлому и величественному завершению.
Перевод песни
A mysterious, unusual, long-lasting consonance - “Promethean chord” enters the pianissimo. Against a swaying background, the French horns intonate the theme of Prometheus - austere, restrained and soulful, which is almost an exact melodic version of the original chord. In gradual disclosure, it leads to the appearance of the theme of will in the accented sound of the solo trumpet. A new theme that defines the beginning of the main section of the poem is the choral focused theme of reason (flute accompanied by bassoon and French horns). It sounds repeatedly, juxtaposed with the theme of will, and then - with the theme of reason. The solo piano introduces other themes, more lively, capricious, with whimsical texture and features of dance (the theme of movement). The new image - quivering, as if enveloped in grace notes, accompanied by trills and tremolo - is characterized by researchers as a theme of languor. The whole one-part work is built on these main themes-images: in oppositions, collisions, counterpoint plexus, effective development and struggle, leading to a colossal climax. The chorus joins the powerful sound of the orchestra, intoning without words individual motives reminiscent of ancient tunes. The organ also supports him. An unprecedented ecstatic glow is achieved. Gradually the sonority subsides, and from the most delicate pianissimo in the rarefied sound of individual instruments a new rise begins, leading to a powerful, light and majestic conclusion.