Текст песни
Музыковед Анна Петрова.
"Ещё раз о Вальсе!"
Иоганн Штраус-младший прожил долгую жизнь,в течение которой он вместе со своим оркестром и без него объездил весь мир.Так несколько сезонов подряд Капелла Штрауса давала концерты в дачном Павловске под Петербургом,которые пользовались огромной популярностью и в результате которых был создан чудесный вальс«Прощание с Петербургом».
Вальс покорил мир!Его танцевали везде и всюду.Подобно тому,как 18век был эпохой менуэта,а 21век «корчится в судорогах» под грохот рока,19век стал веком вальса,избрал своим символом вальс,нашёл и выразил себя в вальсе.Но почему?В чём тайна магии вальса?Есть танцы,чьё содержание,смысл определяется не внешним обликом,не эмоциональными корнями,а тем хореографическим принципом,что лежит в их основе,а также порождаемые этим принципом:ритмической формулой,интонационной лексикой.Таковы ВАЛЬС и ТАНГО.Особенно ВАЛЬС!Весь танец становится своего рода сверхъязыком,отражающим и воплощающим глубинные,наиболее потаённые,порой непередаваемые другими выразительными средствами,пласты и стороны бытия.Прежде всего,вальс предельно демократичен.В однообразии своего кружения он един и одинаков для всех.Более того,все люди,независимо от своего положения, одинаковы и равны в вальсе.Если в придворном танце,особенно в менуэте,каждый шаг был предписан и расписан;был строго подчинён церемониалу и этикету,и этот порядок танца,положение танцующих,их роль в танце,сами хореографические фигуры отражали социальный статус его участников,то вальс дал свободу индивидуальной экспрессии,свободу выражения личности.Кто-то однажды подметил,что ещё никому не удалось станцевать вальс втроём. Однообразие движения танцующей пары,подчинение двоих этому единому бесконечному кружению создаёт удивительное чувство объединённости,отгороженности от всего мира.Где,как ни здесь,могли лучше всего выразить себя тот индивидуализм,то гипертрофированное осознание своего Я,его исключительность и неповторимость,отъединение этого Я от окружающего,что привнёс с собой 19век.И в то же время,где,как ни в вальсе создавалась иллюзия соединения с другим Я,найденном в этом безбрежном мире.Вальс порождал и другую иллюзию полёта в неизведанное,погружение в чарующий,чистый,манящий красотой мир,иллюзию освобождения от суетности,пошлости окружающего.Ни эта ли иллюзия объединённости полёта,отрыва от прозы действительности создавала вальсу его романтический ореол?
Но и это не объясняет до конца силу магической тайны вальса,магической силы самого принципа вальсовости.За внешней простотой скрыта бездонная глубина.Вальс двуличен.С одной стороны,он кажется предельно динамичным-он весь в бесконечном,неостанавливающемся ни на миг движении.Но это движение по кругу–оно однообразно,и это однообразие порождает ощущение статики,заворожённости,застылости на одном месте.Полёт и его скованность,порыв и невозможность оторваться,кружение всё в одном и в одном пределе и невозможность вырваться из этого предела.Эта двойственность вальса как нельзя лучше передавала,пожалуй,наиболее существенную,глубинную эмоционально-психологическую доминанту 19века,порыв человека к светлому миру мечты и невозможность вырваться из жёстких рамок обыденности,тоску по идеалу и запертость в пределах трезвомыслящего благополучия,погоню за прекрасным сном,уход в мир фантазии из мира холодного расчёта,полное одиночество человека в обществе бездушного эгоизма.Ни эта ли затаённая тоска по какому-то другому,лучшему,миру;полёт мечты за неуловимой,ускользающей сказкой с такой силой и изысканной красотой воплотились в бесчисленных вальсовых поэмах,начиная с «Вальса-Фантазии»М.Глинки.
Перевод песни
Musicologist Anna Petrova.
"Once again about the Waltz!"
Johann Strauss Jr. lived a long life, during which he traveled the whole world with his orchestra and without him. For several consecutive seasons, the Capella Strauss gave concerts in the summer cottage Pavlovsk near St. Petersburg, which were very popular and as a result of which a wonderful waltz was created Farewell to Petersburg. ”
The waltz conquered the world! It was danced everywhere and everywhere. Just like the 18th century was the era of the minuet, and the 21st century “writhed” under the roar of rock, the 19th century became the waltz century, chose the waltz as its symbol, found and expressed itself in a waltz. But why? What is the secret of waltz magic? There are dances whose content, meaning is determined not by the external appearance, not by the emotional roots, but by the choreographic principle that lies at their base, as well as generated by this principle: rhythmic formula, intonational vocabulary. Such are WALSES and TANGO. Especially WALZ! The whole dance becomes a kind of superlanguage, reflecting and embodying the deepest, most hidden, sometimes indescribable by other expressive means, layers and sides of life. First of all, the waltz is extremely democratic. In the uniformity of its whirling, it is the same for everyone. Moreover, all people, regardless of their position, are the same and equal in a waltz. If in a court dance, especially in a minuet, each step was prescribed and painted, was strictly subject to ceremonial and etiquette, and this one the sequence of the dance, the position of the dancers, their role in the dance, the choreographic figures themselves reflected the social status of its participants, the waltz gave freedom of individual expression, freedom of expression. Someone once noticed that no one had managed to dance the waltz three together. The monotonous movement of the dancing couple, the subordination of two to this single endless circle creates an amazing sense of unity, fencing off from the whole world. Wherever here, individualism, hypertrophied awareness of one's Self, its exclusivity and originality, isolation of this Self from itself could best express itself. the environment that he brought with him for 19 centuries. And at the same time, where, no matter how in the waltz, the illusion of connecting with another I found in this vast world was created. The waltz also created another illusion of flying into the unknown, immersion in an enchanting, pure, alluring beauty peace, the illusion of liberation from the vanity, vulgarity of the environment. Was this illusion of the unity of flight, separation from the prose of reality creating a romantic halo for the waltz?
But this does not fully explain the power of the magical mystery of the waltz, the magic power of the principle of waltz itself. Beyond external simplicity, the bottomless depth is hidden. The waltz is two-faced. On the one hand, it seems extremely dynamic - it is all in an endless, unstoppable movement. But this the movement in a circle is monotonous, and this monotony gives rise to a feeling of static, bewitched, frozen in one place. The flight and its stiffness, impulse and impossibility to break away, whirling all in one and one limit and the inability to break out of this limit. This duality of waltz is like perhaps it couldn’t better convey, perhaps, the most significant, deepest emotional and psychological dominant of the 19th century, a person’s impulse to a bright world of dreams and the inability to break out of the rigid framework of everyday life, longing for an ideal and closure within the limits of sober well-being, pursuit of a beautiful dream, departure into a fantasy world from of the world of cold calculation, the complete loneliness of man in a society of soulless egoism. Is this not a hidden longing for to some other, better, world; the flight of dreams for an elusive, elusive fairy tale with such power and exquisite beauty was embodied in countless waltz poems, starting with M. Glinka's “Waltz Fantasy”.
Официальное видео