Текст песни
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Пьесы
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако, инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет выработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями[11]. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года».) У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.
Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо[12]. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой
Перевод песни
"Pictures from an exhibition" - a cycle of piano pieces by the Russian composer Modest Petrovich Mussorgsky. Written in 1874 in memory of a friend of Mussorgsky, artist and architect Victor Hartmann.
Plays
"Pictures from the exhibition" is a vivid example of software music with its own characteristics. It originally combines images from real life with fantastic fantasy and images of the past. Plays- "pictures" are connected with each other by the theme-interlude "A Walk", depicting the passage of Mussorgsky ("my face in intermeds is visible") through the gallery and the transition from painting to painting. Such topics and the construction of the cycle are unique in the classical music literature.
Mussorgsky, according to contemporaries, was an excellent pianist, literally bewitched listeners, sitting down at the instrument, and could depict anything. However, he composed comparatively little instrumental music, most of all he was attracted to the opera. Opera thinking also penetrated into the "Pictures", and they are perceived as a musical "theater of one actor". With the help of the piano alone, the author applies the techniques of intonational drama he has developed, dynamizes the figurative development of music with bold oppositions, sudden contrasts, unexpected thematic transformations [11]. Mussorgsky sets the task of creating a psychological portrait, penetrating into the depth of his characters, which fundamentally distinguishes his work from simple sketches of Hartmann.
The author gave the names to plays in one or another language, depending on the subject matter; for every play there are also established Russian names.
Promenade (French Walk). B flat major. The theme from this play is repeated throughout the cycle several times. It resembles Russian folk chants: the melody begins with one voice ("sang") and is picked up by "chorus". In the melody, a five-step fretless pentatonic mode, typical of folk songs, is used, it sounds in the range of a low female voice, as if imitating the folk style of singing. (The same structure has melodies, for example, in Tchaikovsky's plays "July" and "November" from the cycle "The Seasons.") The play has a variable size - 5/4 and 6/4 through the beat, the free rhythm of the chant "does not fit" into scheme of rhythmic drawings of Western classical music - but the variable size very roughly reflects the alternation of strong and weak parts: the beginning of melodic phrases fall each time to different parts of the bar. Everything in this play - melody, tonality, rhythm, tempo - works to create a sense of light, space and spiritual purity.
In this theme, Mussorgsky simultaneously portrayed himself, moving from painting to painting: "My face in intermeds is visible," he wrote to Stasov. The melodic line in most interludes is played heavily, in what sometimes see the imitation of the author's walk.
The theme "Walks" in nameless interludes varies, showing a change in the mood of the author; tonality is also changing, modulating the listener for the next play. Initially, interludes are heard in each interval, then less and less often, as if the viewer is more immersed in the pictures and less attention to the transitions.
It is interesting that Mussorgsky himself in his letters to friends called the plays "Pictures" by the word intermezzo, considering, apparently, "The Walking" the leading theme and treating the entire form as a rondo [12]. Because of this structure, "Pictures" is sometimes called a rondo suite
Смотрите также: