Текст песни
Словно возвращаясь домой вместе с Гартманом, автор завершает цикл двумя пьесами на русские темы.
Фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте — резкий прыжок на большую септиму). Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы — «Богатырских ворот».
Перевод песни
As if returning home with Hartmann, the author ends the cycle with two plays on Russian themes.
Mussorgsky's fantasy depicted a powerful dynamic image of Baba Yaga, a picture of “evil spirits” filled with “demonic” dissonances (already in the very first measure - a sharp jump to a large septima). At first, a few rare jerks are heard, then they become more frequent, imitating the “run”, from which the “flight in the mortar” begins. Sound "blots" depict negligence and "dirt" in the image of Baba Yaga. Unevenly placed accents imitate the lame gait of the “bone leg”. Against the background of these sounds, a simple and furious melody played out in full chords, as if sweeping away everything in its path. Then, after the transition, a completely different middle part of the play sets in, quiet and disturbing, full of unstable sounds - either a flight or a night forest. Then - the third part - a repeat of the first theme breaks in sharply, and the play ends with a piano cadence of fast alternating sounds through an octave in the “take-off” direction, which in the end “crash” into the first chord of the final play, “Heroic Gates”.
Смотрите также: