Текст песни Анатолий Скрипай - С.С. Прокофьев Сарказмы ор.17

  • Исполнитель: Анатолий Скрипай
  • Название песни: С.С. Прокофьев Сарказмы ор.17
  • Дата добавления: 14.07.2020 | 10:26:02
  • Просмотров: 242
  • 0 чел. считают текст песни верным
  • 0 чел. считают текст песни неверным

Текст песни

Образы первого «Сарказма» (f-moll, Tempestoso, 1912) своей дразнящей и злобной ироничностью, дьявольской усмешкой, колко издевающейся остротой вызывают ассоциации с «Сатанической поэмой» Скрябина, хотя интонационный строй и характер гармонии совершенно иные.
В «яростных» тритоновых ходах, устрашающей хроматике гармонии и мелодики, в общей динамике энергичного моторного движения ярко выражено «мефистофельское» начало.
Второй «Сарказм» (e-moll, Allegro rubato, 1913) полон пряных нонаккордовых созвучий, утонченно-диковинных, изломанно-дерзостных всплесков, гротесковых ритмических изломов и темповых смен (В гармонии и ритмике этого «Сарказма» ощутимо воздействие стиля позднего Скрябина.). Несмотря на более затуманенную, чем во всех других «Сарказмах», ладовую основу пьесы в целом, в ее кадансах четко выявляется мажоро-минор с тоникой на ми. В основе же колорита — пятна, блики, педальные «туманы».
Третий «Сарказм» (Allegro precipitato, 1913) сочинен в «объединительной» тональности с преобладанием b-moll. В нем явны и элементы политональности (b-moll и fis-moll, выписанных раздельно в правой и левой руках). Его сложная тоника: си-бемоль — ре-бемоль — фа — соль-бемоль — ля (первое обращение нонаккорда VI ступени b-moll) организует ладовую основу. Крайне важны кадансовые отклонения в F-dur. Это они, в первую очередь, определяют господствующее положение b-moll при общей политональной основе «Сарказма». Беспокойный характер музыки по своему бунтарскому образному подтексту может наводить на ассоциации со «Сценой под Кромами» Мусоргского (главная тема ассоциируется с хором «Расходилась, разгулялась», несмотря на все масштабное различие сопоставляемого).
Далее следует сугубо гротесковый, пародийно-саркастический эпизод с ремаркой singhiozzando (то есть «рыдая»), предшествующий напевно-лирическому, задушевному среднему разделу. Художественная задача своеобразного «срыва в задушевность» выполнена композитором тонко и мастерски (именно «срыва», учитывая общий подход Прокофьева к лирической сфере образов в данном цикле).
Несколько вычурный четвертый «Сарказм» (1914), написанный с опорой на два тональных центра — F-dur и des-moll, имеет ремарку Smanioso («бешено», «неистово»). Музыка его судорожно стремительна. Нарочитые мелодический излом основной темы (ходы по звукам увеличенного трезвучия), ритмическая асимметрия и тяжелые синкопы сурового, набатного среднего эпизода, так же как привлекающие внимание скачки, неистовые вихри пассажей и резкие квартовые комплексы говорят об образе клоунадного шутовства. Но, углубляясь в странную эксцентрику этой музыки, мы обнаруживаем ее внутреннюю, как бы скрываемую под актерской маской повышенной экспрессии, остроты высказывания (например, сверкающие звучания в верхах), саркастическую горечь и надлом. Достаточно обратить внимание на психологически итоговое завершение «Сарказма»: застывшие басы, мелодическое безразличие, усталость и обида...
Наиболее проникновенен пятый «Сарказм» (C-dur, Precipitosissimo, 1914). Это подлинно трагическая пьеса, написанная с глубиной, вдохновением и мастерством образного воплощения. Мы уже приводили ее авторскую программу типично гоголевского «смеха сквозь слезы». Впрочем, восприятие ее программности крайне разноречиво («Никакого сарказма в музыке нет. Есть сила и душевное здоровье»,— утверждает А. Орелович в статье «О фортепианной музыке раннего периода творчества С. С. Прокофьева» (сб. «Черты стиля С. Прокофьева», М., 1962, стр. 132).). В основе «Сарказма» — два контрастных образа, два начала, воплощенных в простой трехчастной форме.

Перевод песни

The images of the first “Sarcasm” (f-moll, Tempestoso, 1912), with their tantalizing and vicious ironicity, diabolical grin, and tauntingly sharp-witted acuteness, evoke associations with Scriabin's “Satanic Poem,” although the intonation structure and character of harmony are completely different.
In the "furious" triton moves, the terrifying chromaticity of harmony and melody, the "Mephistopheles" principle is clearly expressed in the general dynamics of energetic motor movement.
The second “Sarcasm” (e-moll, Allegro rubato, 1913) is full of spicy non-chord consonances, refined, outlandish, broken-bold outbursts, grotesque rhythmic breaks and tempo shifts (In the harmony and rhythm of this “Sarcasm” the influence of the late Scriabin's style is noticeable). . Despite the more obscured than in all other “Sarcasm”, the mode of the play as a whole, in its cadences a major minor with a tonic in E is clearly revealed. At the heart of the same color - spots, glare, pedal "fog".
The third “Sarcasm” (Allegro precipitato, 1913) was composed in a “unifying” tone with a predominance of b-moll. It also shows elements of politonality (b-moll and fis-moll, written separately in the right and left hands). His complex tonic: B flat - D flat - fa - G flat - la (the first appeal of the non-chord of the VIth stage b-moll) organizes the fret basis. Cadence deviations in F-dur are extremely important. It is they, in the first place, that determine the dominant position of b-moll with the general politonal basis of “Sarcasm”. The restless nature of the music, in its rebellious figurative overtones, can lead to associations with Mussorgsky’s “Scene under Kromy” (the main theme is associated with the chorus “Diverging, walking around,” despite the large-scale difference between the compared).
This is followed by a purely grotesque, parody-sarcastic episode with a remark by singhiozzando (that is, "sobbing"), preceding the song-lyrical, sincere middle section. The artistic task of a kind of “frustration” was accomplished by the composer subtly and masterfully (namely, “frustration”, given Prokofiev’s general approach to the lyrical sphere of images in this cycle).
The somewhat pretentious fourth Sarcasm (1914), written based on two tonal centers - F-dur and des-moll, has a remark by Smanioso (“frantically”, “frantically”). His music is convulsively swift. Deliberate melodic fracture of the main theme (moves on the sounds of an increased triad), rhythmic asymmetry and heavy syncopes of a harsh, alert middle episode, as well as eye-catching jumps, frantic whirlwinds of passages and sharp quart complexes speak of the image of clownish buffoonery. But, delving into the strange eccentricity of this music, we find its inner, as if hidden under the actor’s mask of increased expression, severity of utterance (for example, sparkling sounds at the top), sarcastic bitterness and breakdown. It is enough to pay attention to the psychologically final conclusion of "Sarcasm": frozen bass, melodic indifference, fatigue and resentment ...
The most penetrating is the fifth “Sarcasm” (C-dur, Precipitosissimo, 1914). This is a truly tragic play, written with depth, inspiration and mastery of figurative embodiment. We have already cited her author’s program of the typically Gogol "laugh through tears." However, the perception of its programmatic nature is extremely contradictory (“There is no sarcasm in music. There is strength and mental health,” argues A. Orelovich in the article “On piano music from the early period of S. S. Prokofiev’s creative work” (collection “Features of the style of S. Prokofiev ", M., 1962, p. 132).). “Sarcasm” is based on two contrasting images, two principles embodied in a simple three-part form.

Все тексты Анатолий Скрипай >>>